An Image SlideshowAn Image SlideshowAn Image SlideshowAn Image SlideshowAn Image SlideshowAn Image SlideshowAn Image SlideshowAn Image SlideshowAn Image SlideshowAn Image Slideshow 
spinner

Авторизация



При регистрации указывайте настоящее имя.

Сейчас на сайте:

Сейчас 419 гостей онлайн
3 КУРС: архитектоника PDF Печать E-mail
Автор: Куленёнок   
29.02.2012

АРХИТЕКТОНИКА

Составил: доцент Горбунов И.В.

Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе.
Основная цель изучаемого курса – познакомить с основами тектоники. Какие тектонические пространства активизируют определенные настроения, чтобы затем можно было использовать эти средства для создания личностных пространств бытия.   Например   первое задание ставит конкретную цель « Понять работу материала » Ведь все пространства в которых мы живем тектоничны. Они образованы стенами, потолками , полами,  заборами и т.д.   А эти стены , потолки полы и заборы  всегда материальны ( состоят из какого-либо материала: кирпича ,бетона, дерева и др.) а материал организован всегда строго определенным образом : одна его часть образует несущие элементы пространства, другая часть образует ограждающие элементы- в этом и заложен фундаментальный принцип преподавания самого предмета. Поэтому введение строгой типологии и поэтапное усвоение материала посредством введения схем-матриц еще раз убеждает составителей программы в целесообразности данного методического подхода.  С точки зрения научного подхода студенты должны проникнуть в суть вещей с точки зрения научной эвристики, применять метод интроспекции, строгой научной логики и поиск наиболее современного метода при решении поставленной задачи на проблемных семинарах и практических занятий. Ввиду этого совершенно по-новому необходимо ставить задачи дисциплины
Задачи дисциплины:
- изучить  на основе анализа  архитектурного сооружения   идейно-смысловое содержание мысли и  логики архитектора в историческом контексте, где необходимо все время сравнивать между собой архитектурные стили   и художественно-композиционные средства образной выразительности этих стилей, дойдя до эклектики и начав  с Романского стиля, поэтапно исследовать все тектонические пространства  и свойства тех или иных материалов ;
- выявить категории качественной меры  трех основных видов художественно-композиционной  организации произведения;  
- приобретение навыков  сознательного управления  такими понятиями как «ранние архитектурно-тектонические системы»,  с выходом к пониманию тектоники в геологическом контексте и в художественном осмыслении действительности( как среда обитания и деятельность человека ) включение в творческий процесс понятий «стоечно-балочная конструкция »  как наиболее ранняя форма при создании системообразующей  основы  архитектурно-художественного произведения;
- выявление  основных средств  архитектоники  ( работа конструкции на сжатие и растяжение, все виды деформации, бионика,  цвет, конфигурация, пластика, фактура, пропорции,  положение)  с точки зрения диапазона внутренней активности данных элементов;
- научить использовать весь арсенал художественных графических  техник – кисть,  перо, аэрограф,  тушь, акварель, темпера в выявлении характеристик   таких элементов как: количество и качество, пропорции, размер, масштаб, конфигурация,  и т. п. добиваться доминирующей роли конструктивных элементов во внешнем пространстве и выявлении пространства, окружающего данные элементы между собой.
- научить мыслить категориями композиционного  масштаба  таких как метрический масштаб, пространственный масштаб;
- отчетливо воспринимать систему модульного построения пространства и стремиться к оригинальности и гармоничности его конфигурации;
- выводить на новый этап осмысления такие сложнейшие элементы как  бионика  то есть взаимосвязь инженерной мысли с живой природой через серию графических упражнений, выявление физических свойств материалов;
- зучить особенности построения понятийно-логической системы  с точки зрения  современных методов научной эвристики. Введением таких качественных характеристик как  текстура, фактура,  масштаб и   масштабность, объемно-пространственная структура, объемно-планировочная структура и др.

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Наименование тем, их содержание, объем в часах лекционных занятий

5 семестр
1. Архитектоника как учебная дисциплина по овладению профессиональными методами    в организации  искусственных систем.  Системная организация. Естественные  и искусственные системы. Предметная зависимость чувственного восприятия. Ранние тектонические системы.Архитектоника как средство в интеграции информации в предметной деятельности.Архитектоника как учебная научная  дисциплин. Цели и задачи предмета архитектоники. Художественно-идеологический эффект. Понятие архитектурного  образа. Художественно-тектоническая выразительность храмового пространства: немасштабность здания человеку, сверхчеловеческий масштаб.  Принцип символической декоративности.         
2. Категории архитектурной  композиции (архитектоники). Категории архитектоники  как базовые принципы визуальной организации. Объективность и всеобщий характер архитектоники. Тектоника  как выражение структуры объемно-пространственных форм. Композиционная целостность , соподчиненность, взаимозависимость  структурных элементов архитектоники. Чувственная ориентация человека в пространстве и категория уравновешенности. Принципы гармонизации внешних и внутренних  сил ( физических и  математических  )  отношений.  Метрический, пространственный и временной масштаб. Ордерная система в  архитектуре и архитектонике. Понятие архитектурной  композиции:  чувственная аналогия и ассоциации в творчестве дизайнера.

6 семестр
1. Средства архитектоники  для организации  выражения масштаба.Формальная организация внутренних свойств, связей и отношений элементов тектоники. Пропорции как средство метрической организации элементов архитектурной композиции.  Симметрия, диссимметрия  и асимметрия – как средства пространственно-фигуративной организации в архитектонике.  Выразительность статики и динамики в архитектонике.  Метр и ритм как средства динамизации пространственных отношений  элементов архитектоники.    
2. Принципы организации  архитектурного пространства и проблемы художественного образа в современной архитектуре и дизайне.Многоуровневость организации систем и множественность их свойств.Понятийная  и визуальная формализация свойств в архитектонике. Совмещение свойств как принцип синтеза визуальных характеристик искусственной системы. Структурная  организация и формальное  выражение свойств, связей и отношений элементов системы. Взаимосвязь основных принципов визуальных свойств системы в архитектурном творчестве. Специфика отношений формы и содержания в образе архитектуры. Образ в пластической моделировке формы  как этап визуального выражения  принципов функциональной   и художественно-образной организации проектируемых систем. Архитектоны в теоретических исследованиях русских конструктивистов. Эстетические свойства монолитных конструкций в современной архитектуре. Творчество Кендзо Танге,  Ле Корбюзье,  Мисс Ван Дер Роэ и других лидеров мирового искусства.            

Практические и семинарские занятия, их содержание и объем в часах

5 семестр

1.Типология тектонических систем  и выразительные  возможности архитектоники.
1.1.«Тектоника как выражение структуры объемно-пространственной формы» Стеновая система в т.ч. грунтованного массива.
1.2. Стоечно-балочная система.Строение земной коры. Архитектура как среда обитания и деятельность общества.

a%201%201s.jpg

 

1.3. Распорная система с модификациями шатра, арки, свода купола. Взаимосвязь художественного и технологического способа мышления и деятельности в материале.
1.4. Обратная распорной ( вантовая, тентовая конструкции).

a%201%2012%20s.jpg

1.5. Гравитационно-назависимая система.
1.6. Кинетические структуры  частный случай системы, которые могут работать в космосе. Опыт  неформальной архитектоники по Н.Колейчуку).

a%201%2013stif.jpg

 

2.Типы объемно-пространственных структур интерьера и схема их пространственной организации.
1.1. Коридорная схема.
1.2  Анфиладная схема.

a%202%201%20s.jpg

1.3. Распорная система с модификациями шатра,арки свода. .
1.4. Вантовые и тентовые системы.

a%202%2012s.jpg

1.5. Атриумная ( центричная схема).
1.6. Дифференцированная схема.

a%202%2013%20s.jpg

1.7. Схема свободно-перетекающих пространств.
1.8. Взаимодополнение – второстепенный элемент пространства, пространственные звенья связаны между собой. Практическая проработка типологии объемно-пространственных структур интерьера и  схем их пространственной организации. Состав работы:  сбор материала и его систематизация, учебные поисковые клаузуры.

a%202%2014%20s.jpg

 

6 семестр
1.Закономерности и особенности проектирования интерьера.
1.1. Комплексный подход к формированию  жилого интерьера.
1.2. Метроритмическая организация ППС. Принцип организации планировочной структуры и выявление визуальных свойств
1.3. Пространственная композиция интерьера. Иллюзии. Учет влияния иллюзий на тектонику построения ППС, реальное и иллюзорное пространство.
1.4. Масштабная организация ППС.  Основные композиционные приемы и масштабные связи интерьера: крупный, средний, мелкий.
1.5. Светоцветовая организация ППС. Применение цвета в интерьере.
1.6. Эргономические предпосылки переоборудования интерьера. Вопросы перепланировки. Глубинное, фронтальное, глубинно-вертикальное и равно-размерное в организации ППС.

a%20w1s.jpg

2. Архитектурная  бионика.
2.1. Биоформы в архитектонике. Тектоника как средство гармонизации архитектурной формы.
2.2. Основные принципы архитектурно-бионического моделирования. «Строительный материал живой природы».
2.3. Гармония формообразования в архитектуре и в живой природе.
2.4. Образы природы в архитектонике и архитектуре. Биоурбанизм. Методы пластического моделирования биосистем.
2.5. Аркология-воображаемый город. Альтернативные энергетические системы и проблемы городской окружающей среды.
2.6. Конструктивно- тектонические системы живой природы ( стоечно-балочная  система, оболочки-скорлупки, сетчатые и ребристые конструктивные системы, вантовые несущие конструкции, пневматические системы).

a%20bio%201s.jpg

3.Современные методы архитектурной организации предметно-пространственной среды.
3.1. Композиционная схема регулярных и нерегулярных растров. Трансформация в архитектуре и в живой природе ( выполнение ряда упражнений по моделированию элементов живой природы с разделением на стадии трансформации).
3.2. Современная практика строительства легких пространственных конструкций на основе бионических  исследований.
3.3. Визуальные технологии и архитектоника пространств  «ART STANDS»,   «MOTION PRO» , «Туманный экран».
3.4.Архитектоника кинетических формообразований.

4.Организация функционального архитектурного и предметного пространства.
4.1.Изучение особенностей формообразования различных типов функциональных пространств и практическое освоение методов проектирования.
4.2. Упругогибкие системы башни, изгибаемые балки -изгибаемые плиты, палатки (шатры), мембраны, сетки, своды, решетчатые структуры.

Обновлено 06.03.2012 08:12